Орнітологія – наука, що вивчає птахів. Потрапляючи до нашого гуртка, не всі відразу розуміють, чим вони займатимуться. Ті, хто люблять природу (особливо діти) просто люблять погладити кошеня, спіймати ящірку чи метелика, зірвати квітка, щоб його понюхати і мало хто замислювався над тим, що нас оточує. Особливо це стосується дорослих. Дуже сумно, що з добрих, допитливих дітей не завжди виростають чуйні дбайливі люди. В основному - споживачі. Так моя мета в першу чергу навчити дітей бачити красу того, що нас оточує. Незалежно від того, стануть вони біологами чи ні, вони знатимуть особливості та назви рослин, комах, звірів та птахів, які живуть поруч снами, а не десь у далеких, невідомих країнах. Адже природа нашого краю не менш цікава і різноманітна, особливо якщо трохи відкрити її таємниці. Озброївшись знаннями, дитина вже зовсім іншими очима дивиться навколо - вона починає розуміти природу, це її надихає і з'являється бажання пізнати набагато більше, а може зробити свої відкриття
Однією з перших перемог, я для себе вважаю те, що дитина із захопленням ділиться своїми враженнями та знаннями вдома, приводить своїх родичів на гурток, і в цей момент у дорослих спалахують очі. Починає працювати екологічний "лікнеп" для дорослих. Діти починають вчити своїх батьків елементарним правилам поведінки у природі.
У вас може стати питання - А до чого тут птахи?
Так вот практика показало, что птицы - самый доступный, красивый, безопасный объект для наблюдений. Птицы живут повсюду, за ними можно наблюдать даже из собственного окна и, причём круглый год.
Второй победой для себя я считаю, тот восторг и удивление, которые испытывают дети на первой нашей экскурсии. Для них становится открытием то, что и у нас бывают очень разные и красивые птицы, настоящие "экзоты", а не только серые воробьи, голуби и грачи, которых все обзывают воронами. Особое впечатление остаётся у детей после работы с биноклем - ведь это окошко в сказку. Так и начинается наше путешествие в этот сказочный мир.
Работа наша построена так, что мы переходим от простого к сложному, накапливая необходимые теоретические знания, которые мы сможем использовать на практике. Экскурсии и полевые исследования - это неотъемлемая часть нашей работы. Но в природе всё взаимосвязано и невозможно изучать птиц не зная на каких деревьях и кустарниках они селятся, из чего строят гнёзда, какими ягодами, семенами, насекомыми и животными питаются. Так и получается, что изучаем мы всё одновременно.
Большой помощью в такой работе является множество наглядных материалов, которые многие годы собирались на экскурсиях. Небольшая коллекция переросла в музей природы. Собранная коллекция стала привлекать внимание тех, кто побывал в кабинете, и постепенно в подарок мы стали получать экспонаты из личных коллекций, привезённых из дальних стран. Сейчас в нашем музее содержатся чучела и черепа разных животных, лапы и перья различных птиц, насекомые, рога копытных животных, панцири черепах, раковины различных моллюсков, а также экспонаты морских обитателей: рыб, морских ежей, звёзд, различные виды кораллов и разные другие мелочи. Эти экспонаты помогают готовиться к различным районным, городским, областным конкурсам, которые проводятся в течение года.
Мы стараемся сделать занятия разнообразными, интересными, чтобы они отличались от обязательных школьных предметов и поэтому часть занятия проводится в игровой форме. Накоплена большая коллекция игр, а также раздаточного материала.
Дети начинают приходить в кружок с пятого класса. Кто-то отсеивается и находит себе другие занятия, а те, кто остался и утвердился в своём выборе, переходят в разряд второго года обучения. С годами сложилось так, что в кружке существует три категории учащихся: новенькие дети - "маленькие", второй год обучения - "средненькие", и старшая группа - "старенькие". Ведь дети за первые два года обучения формируют одну или две группы, которые ходят в кружок до окончания школы. Ребята всех возрастных групп знают друг друга, так как общие походы, экспедиции и конкурсы сплачивают их, и младшие стараються быть похожими на старших. Старшие - это опора кружка, основная ударная сила во всех конкурсах. Так происходит несколько лет, пока не подрастёт и окрепнет в своих знаниях следующее поколение.
Но самое главное это атмосфера в группе. Здесь собираются дети, которых может, и не всегда понимают в классе, а в кружке собираются единомышленники, многие находят себе друзей, с которыми общаются и в повседневной жизни. Не всегда наши ученики - это лучшие ученики в классе. Для них изучение природы - это хобби. Но мы помогаем им раскрепоститься, правильно формировать свою речь и выступать с докладом перед аудиторией. Младшие дети начинают свою научную деятельность с участия в конкурсах для младших школьников: "Юный исследователь".
Средние продолжает своё развитие, участвуя в областных и всеукраинских конкурсах и конференциях:
Старшие дети с 8 класса уже могут участвовать в МАН. В основу всех работ ложатся исследования, которые дети проводят сами в течение года и во время доклада, знают, о чём говорят. Поэтому на наших детей обращают внимание во время конкурсов и нередко они становятся победителями, ездят с докладами в Киев и занимают там призовые места. Некоторые всё же останавливают свой выбор на биологических науках, и поступают в высшие профильные учебные заведения.
Самым любимым периодом в году детей становится лето - время экологических экспедиций. Различные организации приглашают нас для участия и дети с удовольствием проводят экологические исследования, собирают материал для будущих работ, а так же участвуют в природоохранных мероприятиях. Но кроме этого, это отдых - жизнь в палаточном городке, в живописном уголке Украины, не забудет никто. Потом целый год дети делятся впечатлениями, фотографиями, своими открытиями.
https://enc.od.ua/circles/yunye-ornitologi#sigProIdefc0ff86e3